По словам Кэмерона, компания Microsoft сыграла ключевую роль в создании «Аватара»

 

По словам Кэмерона, компания Microsoft сыграла ключевую роль в создании «Аватара»

Режиссер Джеймс Кэмерон доверил технологиям компании Microsoft хранение огромных массивов данных, полученных во время съемки фильма «Аватар». В условиях непрерывно возрастающей роли технологий при создании фильмов, Microsoft имеет все шансы стать флагманом цифровой революции в кинематографе.

http://www.microsoft.com/rus/newscenter/articles/documents/2010-02-09-Avatar/

Пять лет назад Надин Кано (Nadine Kano), старший руководитель ИТ-группы стратегических инициатив по развитию продукции компании Microsoft (PGSI), заглянула в офис Джеймса Кэмерона в Лос-Анджелесе, чтобы узнать, чем Microsoft может помочь кинорежиссеру в работе над его новым проектом. Она только что прошла мимо статуй Терминатора и существа из фильма «Чужие» на пути в небольшой кинотеатр в студии Lightstorm Entertainment Кэмерона. Было видно, что она очень волнуется.

Кэмерон предложил Кано пару стереоскопических очков, приглушил свет и показал короткое видео в формате 3-D.

После окончания видео ошарашенная Кано долго сидела в полумраке кинозала. «Я только что увидела будущее, в котором абсолютно все фильмы будут сниматься в формате 3-D», — сказала она. «Я сказала Кэмерону, что, на мой взгляд, переход на новый формат по своей значимости будет сопоставим с переходом от черно-белых к цветным фильмам, который начался с «Волшебника страны Оз». Я сразу поняла, что мы должны во всем поддерживать Кэмерона».

Группа приверженцев нового подхода в кинематографе, включая Кано, начала неустанно атаковать руководство Microsoft просьбами оказать Кэмерону технологическую поддержку в его работе над новым фильмом под кодовым названием «Проект 880». Та самая короткая пилотная сцена с буйными джунглями, созданными на компьютере, уже ранее убедила компанию «Двадцатый Век Фокс» дать зеленый свет проекту Кэмерона, который, в конечном счете, и стал фильмом «Аватар». Расчет оказался абсолютно точным: совсем недавно «Аватар» обогнал «Титаник», также снятый Джеймсом Кэмероном, и стал самым кассовым фильмом за всю историю кинематографа.

Если рекордное число зрителей «Аватара» не уйдет из кинозала до окончания титров, они увидят доказательство участия Microsoft в работе над фильмом под рубрикой «Выражаем особую благодарность».

Эта благодарность – за систему для работы с цифровыми ресурсами (Digital Asset Management, DAM), которую Кэмерон и Lightstorm прозвали Gaia. Эта система стала своего рода централизованным пунктом, где собирался и обрабатывался все метаданные, а также весь полученный при съемках фильма цифровой контент. По существу, весь фильм был преобразован в данные, которые практически целиком хранились на Gaia. «Для фильма «Аватар» компания Microsoft с нуля разработала приложение для накопления данных, которое, как оказалось, стало крайне важной частью процесса создания фильма», — говорит продюсер Джон Ландау (Jon Landau).

Без Gaia мы бы попросту не смогли снять этот фильм, — заявил Ландау в телефонном интервью для MSW. «Gaia была той платформой и основой, поверх которой уже надстраивалось всё остальное».

Gaia еще сыграет свою роль в будущих фильмах Кэмерона, — добавил он. Lightstorm и Microsoft только что подписали соглашение о продлении контракта, что только укрепляет их плодотворное сотрудничество. «Теперь мы уже не будем снимать фильмы без использования Gaia», — заявил Ландау.

В соглашении Microsoft с Lightstorm особое внимание уделено переходу на цифровые технологии, который сейчас происходит в Голливуде. Переход, означающий, что ИТ будут играть все более возрастающую роль в кинематографе. Компании Microsoft прекрасно известно об огромных возможностях, которые сулит цифровое кинопроизводство, — говорит Радж Бияни (Raj Biyani), главный руководитель группы PGSI в ИТ-подразделении Microsoft.

«Вы только посмотрите на «Аватар» и на то, как он создавался», — поясняет он. «Фактически это был самый настоящий ИТ-проект». Те проблемы, с которыми теперь все чаще будут сталкиваться кинорежиссеры: отслеживание места размещения огромных массивов данных, обеспечение доступа к ним огромного количества различных специалистов, а также согласование действий между разными съемочными группами, которые в буквальном смысле слова находятся на другой стороне земли, как было в случае с «Аватаром». Все эти действия как нельзя лучше подходят под технологию облачной обработки данных. По мнению Бияни, таким решением является платформа Windows Azure. По его словам, с таким решением компания Microsoft может стать крупнейшим игроком на заре цифровой революции в кинематографе, в которой «Аватар» стал лишь первой ласточкой.

«Я уверен, что кинематограф ждет полностью цифровое будущее», — говорит Ландау. «И в связи с этим неизбежно возникнет грандиозная проблема, с которой никогда не сталкивались ранее: как хранить такие огромные цифровые ресурсы и обеспечивать работу с ними? Мне кажется, что в будущем каждому фильму понадобится своя собственная версия системы Gaia».

 

Разработка DAM

Чтобы оживить буйный и яркий мир планеты Пандора, Кэмерону пришлось перевести 3-D технологии на качественно иной уровень. Дошло даже до того, что пришлось в ходе сотрудничества с Sony разработать новую видеокамеру. Результатом стал умопомрачительный объем данных — каждая травинка, каждое облачко в небе, каждая лоза в джунглях – все это было создано с помощью цифровых технологий, и все это нужно было где-то хранить. По словам Ландау, в ходе съемок было получено более одного петабайта информации, т.е. один миллион гигабайт. «Это весьма и весьма огромный объем», — добавляет он.

Кэмерон знал, что ему будет необходимо получать быстрый и удобный доступ ко всей этой информации, в противном случае его бы ждал провал. Так он заявил съемочной группе Microsoft в 2008 году. «Я всегда больше всего боюсь, что наше лучшее творение окончится также, как случилось с «Ковчегом завета» в конце цикла фильмов «Индиана Джонс», когда информация была сброшена в какое-то хранилище данных, которое мы так в результате и не нашли», — говорит он.

Именно поэтому режиссер обратился в Microsoft, чтобы та протянула ему руку помощи. История сотрудничества Кэмерона с компанией началась в 2002 году, когда его помощница Мария Вильгельм (Maria Wilhelm), бессменный директор по технологиям и бывший первый вице-президент Netscape и AOL, попросила Джеймса выступить на одной сцене с Биллом Гейтсом в театре Kodak в Лос-Анджелесе во время презентации программы Windows Media Player 9. Она знала, что подразделение документальных фильмов компании Кэмерона Earthship Productions использовало технологии Microsoft при создании подводных документальных фильмов в формате 3-D «Призраки бездны» и «Чужие из бездны», экспериментов с технологиями, как сам Кэмерон охарактеризовал свои работы. Набив руку на работе с цифровыми технологиями в документальных фильмах, Кэмерон был уверен в том, что технологии уже достигли такого уровня развития, который позволил бы ему реализовать весьма смелый с технической точки зрения проект «Аватар», сценарий к которому он написал много лет назад.

В то же время, с наступлением нового тысячелетия многое изменилось. «Еще до того, как приступили к работе над «Аватаром» и действительно стали понимать, что мы делаем, мы уже не сомневались, что вступили в цифровую эру кинопроизводства», — говорит Ландау. «Так как же нам управиться со всеми этими огромными цифровыми массивами и как можно извлечь из них максимум пользы при работе над конкретным фильмом?»

Майк Бэйман (Mike Bayman), руководитель проектов Lifestyle Marketing, был главным контактным лицом, через которого осуществлялось взаимодействие Microsoft и Lightstorm. Бэйман участвовал в совещаниях на раннем этапе, во время которых Кэмерон кратко представил свое смелое видение «Аватара». «Кэмерон говорил, что хотел бы иметь возможность создать самый реалистичный компьютерный мир на свете», — поясняет Бэйман.

На съемках «Аватара» актеры, нанятые Кэмероном, носили костюмы с технологией «захвата движения». На этих костюмах крепились датчики, которые Бэйман назвал «мячиками для пинг-понга». Эти датчики передавали движения актеров на компьютер. Благодаря этому Кэмерон мог управлять компьютерными персонажами в режиме реального времени через виртуальный монитор.

При виртуальном кинопроизводстве ничего не снимается фотоспособом. Вместо этого, по словам Ландау, все движения – вплоть до мельчайших различий в выражении лица – фиксируются в виде данных. На этом этапе работы данные необходимо классифицировать по каталогам и сохранить, и лишь затем передать съемочным группам, которые приступят к видеомонтажу виртуального мира.

 

Внедрение системы управления цифровыми ресурсами (DAM).

Первоначально планировалось создать систему DAM, которая могла бы осуществлять сбор снятых заготовок на этапе подготовки производства и накапливать их в максимально возможном количестве, — говорит Тим Бичио (Tim Bicio), главный директор по технологиям в компании Lightstorm. Бичио в течение пяти лет работал над сиквелами фильма «Матрица», поэтому ему хорошо известна концепция системы DAM. В то же время, масштаб «Аватара» превосходил все, с чем ему когда-либо приходилось иметь дело.

В самом начале работы над фильмом Ландау подошел к Бичио и попросил его разработать приложение для сцены.

— А что должно выполнять это самое приложение для сцены? — спросил Бичио.

— Ну, скажем так, управлять сценой – ответил продюсер.

Это был огромный прорыв, и именно благодаря нему Gaia стала основной всего кинопроизводства, — говорит Бичио. «Это фактически что-то наподобие судебного стенографиста, только не на судебном заседании, а на сцене. Абсолютно каждый дубль был зафиксирован в нашей системе». Операторы записывали сцену, мизансцену и номер дубля. Затем они добавляли информацию по каждому дублю: кто куда переместился, как эта сцена изначально задумывалась Кэмероном, а также доволен ли он результатом. По существу, Gaia сохранила всю историю создания фильма. «Вероятно, именно это приложение для сцены стало нашим самым большим успехом», – говорит Бичио. «Мы несли ответственность за то, чтобы вся информация сохранялась и записывалась корректно, без каких бы то ни было потерь».

По словам Бэймана, понадобилось некоторое время, прежде чем Gaia окончательно была сформирована. В конечном итоге, разработчики из отдела консалтинга компании Microsoft написали заказанное приложение для .NET Framework, работающее на SQL-сервере, которое могло выполнять функции координационного центра всего виртуального производства. Это приложение могло работать со всеми метаданными, присвоенными каждой секунде записанного движения; оно немедленно сообщало художественным группам и звукооператорам о готовности данных к видеомонтажу; благодаря нему группа Weta Digital, ответственная за спецэффекты и работающая в Новой Зеландии, могла получать доступ к данным фактически с другой части мира.

Бэйман говорит, что автором самого лестного комплимента в адрес Gaia стал Бичио во время кастинга и подбора съемочной группы для «Аватара». «Он подошел ко мне и сказал «А знаешь что? Пусть кто угодно что хочет, то и говорит о платформе .NET и Microsoft, но мы ни разу не потеряли ни одного бита данных за все годы работы над фильмом». Думаю, что этот факт уже говорит сам за себя».

 

Будущее кинематографа

«Аватар» по-прежнему является лидером кассовых сборов, но, по словам Ландау, его уже спрашивают, каковы планы Lightstorm на ближайшее будущее. Он неизменно отвечает: «Следующий фильм мы ходим снять и быстрее, и с меньшими затратами».

Gaia будет одним из средств сокращения расходов компании-производителя фильмов. По словам Бияни, в будущем Microsoft будет разрабатывать для компании Lightstorm еще более совершенные системы DAM.

«Задумайтесь о трудностях, с которыми придется столкнуться при цифровом кинопроизводстве — хранение, каталогизация, доступ к петабайтам данных для целого ряда различных компаний в самых разных уголках мира, — и вы поймете, что технология облачной обработки данных была бы просто идеальным решением», — говорит он. «А платформа Azure Platform от компании Microsoft как раз и является решением этой проблемы".

По словам Бияни, Windows Azure и мощь технологии облачной обработки данных сделает процесс кинопроизводства гораздо более эффективным и позволит крупным разрозненным группам работать с огромными объемами данных. В сущности, говорит он, Microsoft сможет разработать такую ИТ-инфраструктуру, благодаря которой студии смогут снимать фильмы быстрее и эффективнее, не задумываясь о тонкостях технологий. По мнению Ландау, именно эта роль уготована информационным технологиям в будущем цифрового кинопроизводства. «Как раз именно это и есть цель: люди должны сосредоточиться на творчестве, не отвлекаясь на техническую сторону дела».

Цифровая революция пока еще делает лишь первые шаги, но Ландау считает, что со временем она охватит все кинотеатры и придет в дом к каждому. Подобно тому, как любой может сегодня выкладывать свои видеоролики на YouTube, в будущем при помощи виртуальных видеокамер можно будет создавать свои собственные 3-D миры. И, как в случае с «Аватаром», информационные технологии позволят сосредоточиться исключительно на творческой стороне дела.

«Основная заслуга «Аватара», помимо всех прочих его заслуг, заключается в том, что благодаря этому фильму приоткрылась дверь для других кинорежиссеров, которые теперь могут быть уверены в том, что истории, которые нельзя было рассказать раньше, можно рассказать сейчас», — говорит Ландау. «Они уже не являются всего лишь тем, что может существовать лишь в вашем воображении, либо на страницах великих литературных произведений – теперь есть технологии, с помощью которых можно все это воплотить в жизнь».

http://www.microsoft.com/rus/newscenter/articles/documents/2010-02-09-Avatar/

0 комментариев к “По словам Кэмерона, компания Microsoft сыграла ключевую роль в создании «Аватара»”

  1. Аноним

    Не знаю, кто там сколько сделал для аватара, но фильм получился отличный — кто не посмотрел его в кинотеатре, тот зря его не посмотрел  yy

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.